в Тулуне -16,2°C 721 mmHg прогноз погоды пт., 15 ноября 2024 04:46 Курс валют $ 100 € 105,71 ¥ 13,8

Народные представления о празднике Покрова

Новости Тулуна > Народные представления о празднике Покрова
События, 14.10.2012 12:42:34

В народных представлениях славян культ Богородицы довольно быстро слился с культом языческих богинь плодородия, покровительниц женского пола и брака; недаром и в XIX-XX вв. русские крестьяне сближали Матерь Божию и Мать – Сыру Землю.

Земля представлялась крестьянам женщиной-богиней, которую оплодотворяет Небо своей влагой (дождями и снегом), результатом чего является урожай. Зимний снежный покров, укрывающий землю, нередко соотносился со свадебным покрывалом невесты или постелью новобрачных, да и само слово - «покрыть» - понималось как «соитие, половая близость». Отсюда и народное поверье, что снег, выпавший на Покров Богородицы, предвещает много свадеб и сулит молодым счастье.

Представление о том, что Покров покровительствует свадьбам, было известно у всех восточных славян. С этой поры начиналось «свадебное» время – те предзимние недели, когда в деревнях заканчивались важнейшие сельскохозяйственные работы, амбары и погреба заполнялись «новиной», появлялись и деньги от продажи нового урожая. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет», «Покров землю снегом покроет, а девку – платком» и т.п. Девицы, ложась спать накануне праздника, молились: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, платком», «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом» и т.п. Утром же в день праздника каждая девица бежала в церковь, ставила там свечу перед иконой Покрова Богородицы и снова молилась о скорейшем выходе замуж: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Свята Покровонько, покрой мене головоньку, та хоть бы вже и онучею (тряпкой), най ся девкою не мучу» и пр. При этом считалось, что та девица, которая прежде других поставит свечу празднику и помолится, первой и замуж выйдет.

Чтобы поскорее вступить в брак, прибегали иногда и к магическим способам. Например, в некоторых местах девицы, собравшись вместе, «строили обыденную пелену»: теребили лен, выпрядали нить и ткали из нее холст – все за один день, чтобы перед обедней в Покров принести готовое покрывало в церковь для освящения, возложить его к иконе Покрова и помолиться: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея». К Покрову девушки доставали свои лучшие наряды и «красовались пред честным народом», присматривая себе женихов во время праздничной службы в церкви и на вечерних посиделках.

С Покрова Богородицы в русских селах начинались ежевечерние «беседы»: «Пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам». Девушки собирались в одну избу и принимались за пряжу и прочие рукоделия: «Зазимье пришло – засидки привело», «Пряхи с Покрова по ночам засиживают». Однако на посиделках не только работали, но и затевали разные игры да пляски, причем вместе с парнями. В Покров, когда «открывали сезон посиделок», молодежь вообще не работала, а только всячески развлекалась. Нередко устраивали угощение вскладчину: девушки собирали со всех дворов продукты и стряпали общий ужин, на который вечером являлись парни с подарками.

Праздник Покрова считался у крестьян одной из главных зимних границ, «первым зазимьем»: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров землю покроет то листом, то снежком», «Покров не лето, Сретенье (15 февраля) не зима», «С Покрова зима начинается, а с зимних Матрен (19 и 22 ноября) на ноги встает, морозы налетают». Во многих местах на Покров ожидали первого снегопада: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается»; а уж если снега не будет, то это дурная примета, знак малоснежной зимы: «Покров наголе – так и Екатерина (7 декабря) наголе». По состоянию природы в день Покрова гадали о характере предстоящей зимы: «Какова погода на Покров, такова и зима», «Откуда ветер на Покров, оттуда и морозы начнутся», «Мороз на Покров – к своевременному наступлению зимы, а теплая погода – к поздней зиме», и т.д.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: конопатили их, затыкая щели мхом, и молились: «Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром». Рачительные домохозяева советовали: «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла». С этого дня начинали топить в жилых горницах печи, и когда первый раз разводили огонь, то приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». Хозяйки пекли на Покров блины, и это называлось «запекать углы».

На Покров принято было «ставить скотину на зимнее житье». При этом животных обильно кормили (чтобы они не голодали зимой) и поили водой, пролитой сквозь решето (чтобы защитить от болезней). Принято было также «закармливать» скот последним овсяным снопом. Этот сноп-«пожинальник» обычно вязали из тех колосьев, что оставляли во время жатвы «Илье на бороду»: его срезали позднее, чем остальной овес, причем в полном молчании, и хранили на лавке в переднем углу, а в Покров раздавали по горсточке всей домашней живности, полагая, что это защитит ее во время зимней бескормицы, усилит плодовитость, отгонит болезни и всякие напасти. Не забывали при этом угостить и «дворового хозяина», чтобы тот лучше заботился о скотине в тяжелое зимнее время. Например, в Белозерье хозяйка в Покров вставала «до свету», завтракала (так как считалось, что «закармливать» на голодный желудок нельзя), после чего отрезала по кусочку хлеба «для каждой скотинки», брала сноп-«именинник» и шла в хлев; там раскладывала хлеб по четырем углам, сама вставала посередине, кланялась во все углы и заклинала: «Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, ставлю я милова живота-скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте». После этого она надевала рукавицы (чтобы скот зимою не мерз) и молча раздавала по горсточке из снопа каждому животному.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба, хозяева увозили с полей последние снопы и складывали их в ригах или овинах – для последующей просушки и молотьбы. Завершалась и уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успение Богородицы) засевает, а Покров собирает», «На Покров – последний сбор плодов». С 1 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки, на которых распродавалась часть нового урожая, и в народе по этому поводу приговаривали: «Приспе­й товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке», «Подожди до Покрова, весь долг выплачу».

С завершением полевых работ у мужского населения появлялось много свободного времени, поэтому парни и даже некоторые мужики отправлялись на заработки. Вообще, 1 октября издревле считалось одним из основных сроков наймов и сделок: рабочих часто нанимали на год «от Покрова до Покрова», либо устанавливали срок от Покрова до Евдокей, Егорья, Крещения и т.п. Покров был граничным сроком и в разных промыслах; например, с этого времени охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и прочую пушную дичь.

Наталья Шапарова

URL: http://newsbabr.com/?IDE=109209
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Октябрь 14 2012 13:44
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости